10.05
09:18
Гнев, о, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына!
Гнев, о, богиня, воспой, Ахиллеса, Пелеева сына!Так начинается "Илиада". Что и говорить, после просмотра фильма "Троя" с Бредом Питтом в роли Ахиллеса все герои ассоциируются с персонажами в фильме, и, особенно, сам Ахиллес.Я слушал аудиокнигу, и читать текст, подозреваю, было бы намного сложнее. Приятно слушать хорошо поставленный голос, читающий "Илиаду" нараспев и выговаривающий такие непривычные слова как "сребролукий", "велеречивый" и прочие, трудно запоминаемые, но красивые, на одном дыхании. В целом слушать очень приятно, хотя, чтобы понять все обороты речи, надо быть внимательным.Первое впечатление: что люди, что боги-олимпийцы, руководствуются в своих поступках во многом эмоциями. Причем с людьми это понятно, все - великие воины и цари своих народов, честь и слава превыше всего, особенно в то время частых войн. Но вот боги-олимпийцы, - создается впечатление, что они исключительно либо мстят друг другу, либо людям, либо мстят одним народам по наущению других и так далее. И вдруг ни с того, ни с сего прощают прошлые обиды и начинают помогать тем, кто вознес "жертву стоглавую, тельцов гекатомбу".Весьма вероятно, что Троянская война началась не столько из-за похищения Елены Парисом. Но очень похоже, что похищение явилось хорошим поводом к началу войны. Иначе спор Париса и Менелая мог бы быть решен очень просто - поединком один на один. Однако события "Илиады" описывают уже девятый год осады Трои.Кстати, поединок Париса и Менелая все же состоялся - перед началом общего сражения. Поединок мог решить исход войны, и после того, как побежденного Париса похитила Афродита, Менелай мог вправе считать себя победителем, т.к. Парис не собирался повторно бросать ему вызов. Но кто-то из бессмертных богов подговорил лучника Пандора выстрелить в Менелая. И так началась кровавая сеча…Что странно - если до этого эпизода все вмешательства богов вполне могли быть списаны на случайности, совпадения, или, как я иногда делаю, когда обнаруживаю в фильмах какие-то глупые нестыковки - я представляю, что это могло бы произойти, но просто по другим причинам, короче говоря, вмешательство богов не влияло так уж сильно на ход действий и могло быть сочтено просто литературным приемом, то действия богов, приведшие к началу боя, уже никак не могут быть отброшены, как незначимые.Похищение Париса Афродитой с поля боя и стрела Пандора - может ли это считаться литературным приемом? Думаю да, иначе первоисточник, который несомненно присутствовал на месте действия, должен был быть сильно контужен в голову, чтобы наблюдать бессмертных богов на поле боя. Вероятно, участие богов в делах людей означает тут вмешательство высших сил, над которыми человек не властен, судьбы, рока. Или действительно древние народы верили, что миром правят бессмертные боги?..По большому счету, не люди, а боги определяли ход войны. Без помощи богов трудно сказать, кому мы досталась победа. Но когда в сражении появлялся перевес в чью-либо сторону, почти всегда это было потому, что кто-то из богов так или иначе помогал побеждающей стороне.Это меня и удивило в "Илиаде" больше всего. Боги вмешиваются в дела людей, влияют на события. Причем выглядит это вовсе не как шахматная партия, а как стрельба по тарелочкам. Характеры богов прописаны грубыми мазками, обычно упоминается какая-то одна черта, от которой и строится все поведение персонажа-бога. Но это понятно, ведь Илиада - не о богах, а о людях и народах.События в мире людей описаны очень красочно, иногда даже чересчур. Создается впечатление, что для описания сражений были привлечены специалисты-анатомы, настолько подробно описан путь копья внутри человеческого тела, а также различные спецэффекты, которыми все сопровождается - хруст кости, изливающийся на землю костный мозг и тому подобное.Характеры героев обозначены более полно. Их мотивы в большинстве случаев понятны, их слабости переплетаются с сильными сторонами, и у разных героев берет верх то одно, то другое. Даже божественный Гектор, и тот испытывает страх перед лицом смерти. Прекрасно описан царь Агамемнон, брат его Менелай, старец Приам, Нестор-летописец, Парис-Александр и другие, менее заметные персонажи.Отдельно хочу выделить Ахиллеса. В этом герое меня поразила его непримиримость, бескомпромиссность, безжалостность. На протяжении всего повествования Ахиллес не проявляет ни капли жалости к своим врагам и демонстрирует верность принятым решениям несмотря ни на что. Только повеление самого Зевса, переданное Ахиллесу его матерью, заставляет отдать тело Гектора Приаму. К сожалению, "Илиада" заканчивается на похоронах Гектора, и в ней не описана смерть Ахиллеса от стрел Париса. Вероятно, это описано в других древнегреческих произведениях.В целом "Илиада" производит величественное впечатление. Она погружает читателя в мир древних войн и древних героев. Читая и слушая Илиаду понимаешь, что в те времена люди во многом полагались на "волю богов", приписывая этой воле события различной значимости, и в том числе свои судьбы.
→ Гнев, о, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына!